Гленн Херберт Гульд (англ. Glenn Herbert Gould, 25 сентября 1932, Торонто, Канада — 4 октября 1982, там же) — канадский пианист, неповторимый и оригинальный музыкант, один из самых знаменитых пианистов мира, наиболее известный благодаря своим интерпретациям музыки И.С. Баха. В 1964 году он прекратил давать концерты и сосредоточился на записи своих пластинок, предугадав большое будущее за развитием звукозаписи.
Гленн Гульд родился 25 сентября 1932 года в Торонто. Его родители — Рассел Херберт Гульд и Флоренс Эмма Григ Гульд — были музыкантами и с самого детства Гульда поощряли его музыкальное развитие. Первые уроки музыки он получил от своей матери — внучатой племянницы Эдварда Грига. С десяти лет он начал посещать классы Торонтской Королевской консерватории, занимаясь у Альберто Герреро на фортепиано и у Фредерика Сильвестра на органе.
В 1945 году Гульд впервые выступил перед публикой (как органист), на следующий год впервые сыграл с оркестром 4-й концерт Бетховена, в 1947 году выступил с первым сольным концертом. Вскоре он стал известен по всей Канаде благодаря своим выступлениям на радио и телевидении. В это же время он начинает сочинять музыку. В 1955 он дебютирует с концертами в США (Вашингтон и Нью-Йорк), и уже после первых выступлений ему предлагает контракт звукозаписывающая компания «Columbia Records». Первая его запись ― Гольдберг-вариации Баха (1956) ― имеет огромный успех у публики и критики.
В 1957 году Гульд совершил гастрольную поездку в СССР, став первым североамериканским музыкантом, выступавшим в Советском Союзе после окончания Второй мировой войны; в советских концертах Гульда звучала музыка Баха и Бетховена, а также много лет до этого не исполнявшиеся в СССР произведения Шёнберга и Берга. Буквально на пике своей карьеры, когда залы на его выступлениях не вмещали всех желающих его услышать, когда слава о нём только разлеталась по всему миру, Гульд неожиданно для всех решает прекратить свою концертную деятельность. Последний свой концерт он сыграл 10 апреля 1964 года в Лос-Анджелесе, после чего навсегда отказался от публичных выступлений и сосредоточился на студийных записях и выступлениях по радио. Свой поступок он объяснял тем, что все мастера разных видов искусств могут совершенствовать свои творения, не боясь утерять наилучший результат своей работы, но этого лишены концертирующие музыканты. которых могут ожидать случайности в концертных выступлениях. А видео-аудио запись, радио и телевидение имеют гораздо больше преимуществ для достижения лучшего контакта и взаимопонимания между исполнителем и слушателем.
Несмотря на большое количество предложений, Гульд более никогда не выступал публично. Несколько раз он снялся в документальных фильмах, посвященных своему творчеству, для французского, американского и канадского телевидения. Продолжал выпускать записи до последних своих дней. Репертуар Гульда был довольно широк, простираясь до композиторов-авангардистов начала XX века. Характерно, что в последнем своём концерте он наряду с Бахом и Бетховеном играл Кшенека. Высокую оценку получила сделанная Гульдом полная запись фортепианных произведений Шёнберга; он записал ряд редких фортепианных произведений Сибелиуса, Рихарда Штрауса, Хиндемита. В то же время к некоторым величайшим классикам фортепианной музыки Гульд высказывал резко скептическое отношение — в частности, он неоднократно заявлял о своей нелюбви к музыке Моцарта и Шопена (хотя в его репертуаре оба присутствовали). Главным композитором Гульда был, безусловно, Иоганн Себастьян Бах, а наиболее важным баховским произведением — «Гольдберг-вариации», которые он исполнял всю жизнь (две знаменитые записи «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гульда датируются 1955 и 1981 годами). Из композиторов добаховской эры Гульд превыше всего ценил Орландо Гиббонса, называя его своим любимым автором. Среди редких произведений в репертуаре Гульда — Хроматические вариации Жоржа Бизе, которые Гульд относил к высшим достижениям пианистического искусства XIX века.
Гленн Гульд обладал выдающейся пианистической техникой, которую принято отчасти связывать с его особой посадкой: Гульд считал, что очень низкая позиция над инструментом позволяет ему полнее контролировать клавиатуру. Гульд славился чёткостью туше даже при очень высоких темпах, особенно в полифонических произведениях. В то же время Гульд был резким противником развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая музицирование как духовный и интеллектуальный поиск. Возможно, с идеей поиска связана и известная способность Гульда предлагать каждый раз различные трактовки одного и того же музыкального материала.
Помимо записей, Гульд оставил после себя несколько оригинальных произведений, в том числе сонату для фортепиано, сонату для фагота и фортепиано и струнный квартет; эти сочинения продолжают традицию Шёнберга и Новой венской школы.
Кроме того, Гульд сам писал тексты сопроводительных буклетов ко многим своим записям, проявляя в этих текстах своеобразный юмор (в частности, вводя в них разнообразных вымышленных музыкантов), были остры и увлекательны. Его записи выходили и продолжают выходить большими тиражами по всему миру, его творчество высочайше оценивается музыкантами и слушателями по всему миру. Его харизма и неповторимая манера игры завоевали миллионы преданных поклонников. Он очень не любил духа соревновательства в искусстве, но несмотря на это был обладателем множества различных наград. Он четырежды удостаивался премии Грэмми, был включен в Канадский музыкальный зал славы. После его смерти открыт фонд имени Гленна Гульда, который раз в три года вручает премию его имени музыкантам за выдающиеся заслуги.
Дебютный концерт Гульда в Нью-Йорке состоялся 11 января 1955 года. В зале оказался Дэвид Оппенгейм (David Oppenheim), репертуарный директор компании Masterworks Columbia Records. «Я был в восторге, — вспоминал он позже, — и посмотрел вокруг, нет ли кого-либо из коллег от других звукозаписывающих компаний — я их не увидел — и как можно быстрее подошел к его менеджеру, чтобы предложить контракт». Не то чтобы в Masterworks Columbia Records не хватало пианистов — в каталоге Masterworks были такие выдающиеся имена, как Робер Казадезюс (Robert Casadesus), Леон Флейшер (Leon Fleisher) и, прежде всего, Владимир Горовиц. Но Гульд был уникален. Эксклюзивный контракт, который первоначально длился всего два года, предусматривал четыре пластинки в год и ознаменовал собой «начало замечательной дружбы». Гульд, похоже, никогда не помышлял сменить лейбл, а Masterworks, со своей стороны, предоставила ему почти полную свободу при выбора репертуара и обеспечила, чтобы продюсеры снисходительно относились к эксцентричному гению. С 6 июня 1955 года — со дня его первой записи Гольдберг-вариаций — и до его заключительной студийной сессии 3 сентября 1982 года, когда он записал Сонату для фортепиано Рихард Штрауса, опус 5, просуществовал этот счастливый и плодотворный союз, в результате которого было выпущено около семидесяти пяти грампластинок.
В своей родной стране он удостоился статуса выдающегося канадца. До дебюта в Соединенных Штатах в январе 1955 года он уже был национальной знаменитостью. В январе 1971 года он основал свою собственную студию звукозаписи в своем родном городе Торонто и в последние десять лет своей жизни практически никогда не покидал Канаду. В ознаменование столетия своей страны в 1967 году он записал LP из фортепианных произведений современных канадских композиторов.
Канадская вещательная корпорация (CBC) была основана в 1932 году — по совпадению в год рождения Гульда — и была чем-то вроде творческого дома пианиста. Вероятно, он провел больше времени в студиях CBC, чем где-либо еще, начиная со своего первого радиоролика в канун Рождества 1950 года и заканчивая чтением из романа Нацумэ Сосэки 1906 года «Трехглавый мир» в декабре 1981 года. Его продюсеры всегда давали ему свободу, независимо от того, был ли это концерт, радио— или телевизионная передача, радиоигра или документалистика. Студия была для него своего рода игровой площадкой, где он мог творить от души. Его аудио и видео наследие в CBC разнообразно. Сегодня в музее-студии Glenn Gould Studio, которая была открыта в Торонто в 1992 году, звучит его самая известная музыка, а возле здания CBC на Фронт-стрит-Вест размещена бронзовая скульптура в натуральную величину, изображающая его сидящим на скамейке в его привычных пальто и кепке и терпеливо ждущая бесчисленных поклонников, которые каждый день фотографируются рядом с ней.
Гленн Гульд славился своей эксцентричностью. Он, например, имел привычку мычать или напевать себе под нос во время исполнения, создавая определённые сложности звукорежиссёрам своих записей; сам Гульд говорил, что это происходит с ним бессознательно и тем сильнее, чем хуже данный инструмент служит его исполнительским задачам. Гульд отказывался играть иначе как сидя на одном и том же старом стуле, сделанном его отцом (теперь этот стул выставлен в Национальной библиотеке Канады под стеклянным колпаком). В 1953 году отец Гульда смастерил ему кресло, отпилив по четыре дюйма от ножек и сделав каждую ножку регулируемой. С тех пор Гульд настаивал на том, чтобы использовать этот стул на каждом концерте и на каждой записи, и даже после того, как сиденье протерлось, предпочитал его низкую высоту (14 дюймов от пола) стандартной скамье для фортепиано (20 дюймов от пола), которой пользуется большинством пианистов. А ещё Гульд очень боялся простуды и даже в тёплую погоду не снимал пальто и перчаток. Эти и другие странности в характере и поведении Гульда позволили нескольким специалистам уже после его смерти предположить, что великий пианист страдал нейропсихологическим заболеванием, получившим название синдром Аспергера (при жизни Гульда эта болезнь ещё не была выделена).